РУБРИКИ |
Любовь в поэтическом сознании стихотворцев 18 века. - (диплом) |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Любовь в поэтическом сознании стихотворцев 18 века. - (диплом)p>А. П. Сумароков, создавая новый поэтический стиль, конечно же, имел своих последователей. Одним из поэтов сумароковской плеяды был А. А. Ржевский. Но А. А. Ржевский пошел дальше шаблонной лирики А. П. Сумарокова, который все-таки оставался в рамках классицистических жанров. И его лирические произведения не выходили из сферы мыслимого, автобиографического элемента в них очень мало. Лирика же Ржевского автобиографична. Это своеобразный лирический дневник в стихах. Но речь идет не столько о биографии в полном смысле слова, сколько о биографии души. Отдельные, казалось бы, разрозненные элегии, сонеты, стансы слагаются в единую книгу-исповедь, главный герой которой—ее автор. В русскую поэзию, быть может, впервые пришел конкретный живой человек со своим сложным духовным миром. Из потока любовных виршей 60-х годов, полного упреков в неверности и патетических угроз, выпадают полные теплоты, нежности, заботы о любимой женщине стихи Ржевского (элегия“Прошли драгие дни.... ”): Я твой покой всему, что есть, предпочитаю,Утехи все свои в твоих я полагаю: Мне легче смерть вкусить, чем зреть тебя в слезах. Без вдохов вображай меня в своих глазах. Пусть дни твои текут из радости сплетенны, Пусть мучат одного меня случаи гневны. Лучшие стихи Ржевского предвосхищают пушкинские строки “Как дай Вам Бог любимой быть другим.... ”, стихи поэта 18 века —залог их появления, ибо это проявление искреннего чувства. Мучительный порыв и прорыв человека к себе, к сущности своей души— это лирика Алексея Ржевского. Ржевский писал свои элегии на протяжении всего лишь четырех лет, но за это время он создал большое количество лирических произведений. Переживания отвергнутого любовника поэт передает такими словами: Но как только разлука прекращается, влюбленный человек снова возвращается к жизни: И, даже если нет ответа на любовь, все равно любящий не может отречься от своих чувств: И в своей оде Ржевский подводит итог, говорит о всеохватной любви: Любовной в свете страсти Любовь —это и радость, и горе, и сладость, и боль, это самое интимное переживание человека. Именно такой предстает любовь в художественном мире А. А. Ржевского, который сумел в своих лирических произведениях показать глубины человеческой души, тонкие чувства любви и дружбы. Но литература не стояла на месте, она продолжала развиваться. Она получила свое развитие в произведении других поэтов. Одним из таких поэтов, также творивших в русле классицизма, был Г. Р. Державин. С начала 1780-х годов в творчестве Г. Р. Державина появляются анакреонтические мотивы. Это мотивы наслаждения чувственными радостями бытия. Одним из главных удовольствий в жизни человека анакреонтика считала любовь. Гаврила Романович Державин, вслед за Н. А. Львовым с его переводами анакреонтики, также обращается к этому жанру легкой поэзии. Державин выпустил в 1804 году свои“Анакреонтические песни”. К анакреонтике Державина привлекли такие ее достоинства, как необычайная простота и естественность стиха, глубина поэтического самораскрытия. Именно поэтому в “Анакреонтических песнях” Державин обращается к самому глубокому из человеческих чувств — любви. “Огонь, и меч, и щит красавица сражает”, — говорит Державин в своем стихотворении “К женщинам”, тем самым утверждая торжество красоты в мире. Красота всегда соседствует с любовью, и в большинстве анакреонтических стихотворений Г. Р. Державина любовь— не жизнь сердца, а любование красотой. Например, в стихотворении “К Анжелике Кауфман” Милена любима, потому что мила: Напиши мою Милену, Любить — значит пленяться красотой. Поэт в своих “Анакреонтических песнях” воспевает “всех жен прекрасных”. Красота у Державина — чувственная, осязаемая, теплая. Любовь в “Анакреонтических песнях” — это также предмет поклонения, воспевания, как, например, в стихотворении “Лира”: Так не надо звучных строев, Во многих песнях этого сборника любовь предстает перед нами как самоцель. Она для лирического героя является главной жизненной задачей, без нее он просто перестает быть цельной личностью. Это понимание любви мы находим, например, в стихотворении“На разлуку”, где автор такими словами описывает, как он скучает по жене: “Когда ж назад ты возвратишься, Весельем мой наполнишь дом”. А в стихотворении “Соловей во сне”, герой, размышляя о грядущей смерти, решает для себя: Стану ж жизнью наслаждаться, А в стихотворении “Желание” перед нами конкретная жизненная программа: К богам земным сближаться То есть для Державина любовь —это домашний уют, тепло, любящие тебя люди, в первую очередь жена. И те же требования к жизни и к любви предъявляет поэт в стихотворении“К самому себе”. Размышляя о самом себе и о своей жизни, о людях ему встречающихся, он приходит к выводу, что“лучше, лучше мне ленится, чем злодеев наживать”, и собирается построить свою жизнь по определенному плану, где любовь является, после Музы, самым главным компонентом: Но любовь у Державина —это не только тихое, домашнее чувство. Любовь может быть и битвой, сражением между двумя любящими сердцами. О победе любви и красоты в жаркой любовной битве поэт с помощью аллегорических образов говорит в стихотворении“Победа красоты”: Вздыхал и пал к ногам лев сильный, Сопоставляя красавицу и чудовищное животное, автор показывает победу красоты и любви над силой. Любовь— сама по себе громадная сила, об этом говорится в том же стихотворении “Победа красоты”: Не раз потом уже случалось, Тема любви-сражения развивается также и в стихотворении “Бой”, но здесь она приобретает несколько другой аспект: Ах, тщетна защита друга, То есть сражение происходит не столько с любовью как с внешней силой, а как с чем-то, что поражает изнутри. В стихотворении “Стрелок”в ярких образах стрелка и лебеди мы опять наблюдаем взаимное противостояние и притяжение влюбленных: И в этой борьбе опять побеждает взаимная любовь, из двух любящих ни один не остается в проигрыше, эта борьба— без проигравших. Та же мысль прослеживается в финальном четверостишии стихотворения “Геркулес”: Не могла не улыбнуться Также в “Анакреонтических песнях” мы встречаем понятие любви как сладостного плена. В стихотворении “Цепи” впервые в русской лирике появляется образ любовных цепей, обвивающих человека: А если и тебе под бремя чьих оков В стихотворении “Песнь баярда” лирический герой воспевает любовь: “Как твое нам вдохновенье Восхитительно, Любовь! ” Для героя этого стихотворения любовь — это сладкий плен, из которого никто и не думает освобождаться: Нет блаженнее той части, Герои Державина всегда носят “взаимну цепь”, все чувства их никогда не остаются без ответа. На празднике жизни, каким является анакреонтическая поэзия, нет места неразделенной любви. Так же взаимна и сладострастная любовь, описание которой встречается в таких стихотворениях, как“Пеночка”, “Пчела” и другие. В стихотворении “Пеночка” через образ пеночки показывается сладость любви: .... Как сладка, сладка любовь! Это совершенно новый тип образности, введенный Державиным в русскую любовную лирику. Сладострастная любовь в стихотворении“Пчела” появляется в образе пчелы. Любовь в этом стихотворении сладка, как мед: “К меду прилипнув, С ним и умру”, от нее невозможно оторваться. Красавица сравнивается с цветком, на который летит пчела: Наслаждение жизнью, земные радости бытия воспеваются Державиным в “Анакреонтических песнях”. Им свойственен и эротический элемент — то, что Пушкин называл эротикой “невинного, великого Державина”. Вот как, например, поэт рисует вакхическое сладострастие цыганской пляски: Неистово, роскошно чувство, В стихотворении “Праздник воспитанниц Девичьего монастыря” любовь Державин понимает как “сладострастную заразу”. В стихотворении “Возвращение Весны” приход Весны символизирует начало любви. И когда “Вся природа торжествует, празднует весны приход”, то вместе с Весной возвращается и любовь: С нею жить летят эроты: Немного трансформируется этот образ в стихотворении “Мечта”, в нем любовь тоже символизирует начало, но не начало цветения, а начало дня. Центральный образ этого стихотворения— заря, но эта заря идет не с неба, она исходит от человека: Рекою искры упадали Любовь в этом стихотворении — это что-то инородное, проникающее в душу извне и зажигающее ее “пламенем мечты”. Такое же понимание любви, как силы, поражающей извне, присутствует еще в некоторых стихотворениях Державина. Поражение любовью чаще всего происходит с помощью стрел Купидона— бога любви. Рядом с античным божеством любви появляется и славянское божество — Лель. Стрелы Купидона вносят яд любви, который становится неотделимым от души человека. Очень ярко об этом говорится в стихотворении“Анакреон в собрании”: Он у той блистал во взглядах, Но любовь, проникшая со стрелами Купидона, не только радует, но и жалит, и мучает: “И душа б твоя томилась, Уязвленная любовью”. И все-таки любовь и радость рядом, что подтверждается стихотворением “Спящий Эрот”, героини которого, Грации, привязывают к себе Эрота, и, вследствие этого: “Неразлучны с тех пор стали, — Где приятность, там любовь”. Герой стихотворения “Анакреон у печки”, видя, как “острейшими стрелами” бог любви разит сердца, заметил так: “Как бабочка от свечки, утверждая тем самым, что чаша сия не минует никого, что и происходит с лирическим героем стихотворения“Купидон”: А в стихотворении “Венерин суд”Эрот как бы попадает на место жертв своих стрел. Кроме образа Эрота здесь присутствует и образ его матери Венеры: Анакреонтика в сознании Державина была равнозначна поэзии частой жизни, личных судеб, радостей и горестей любви, и именно поэтому поэт обращается в своем творчестве к анакреонтической поэзии— в попытке отразить внутреннюю жизнь человека. Но за свой долгий творческий путь Г. Р. Державин обращался не только к темам любви семейной, любви между мужчиной и женщиной, но и к теме любви к Родине, к своему народу. Примером этому могу служить строки стихотворения“На взятие Измаила”, в которых Державин восхищается непобедимым могуществом русского народа: Где есть народ в краях вселенны, А его стихотворение “На смерть князя Мещерского”показывает нам, что Державин обращается в своем творчестве к такой теме, как дружеские чувства, чувства достаточно глубокие и играющие важную роль в жизни и творчестве поэта. А в стихотворении “Память другу”, посвященном памяти Львова, Державин, вспоминая об умершем, призывает всех его близких вспомнить о нем: Г. Р. Державин оставил большой след в развитии русской лирики, выйдя из классицистических рамок и попытавшись в своих стихотворениях передать, какие чувства в реальности испытывает поэт и его лирический герой, когда любит, ненавидит, негодует или восхищается. Уже в творчестве Г. Р. Державина появляются мотивы сентиментализма —нового литературного течения, которое пришло на смену классицизму. Державин говорит о человеке с его интимными, внутренними чувствами. В его лирике появляются новые образы— образ любви сладостной, любви — радостного светлого чувства. Но свое развитие сентиментализм получил в творчестве других поэтов, таких, как М. Н. Муравьев, Н. А. Карамзин, И. И. Дмитриев, Н. А. Нелединский-Мелецкий и другие. Сентиментализм, пришедший на смену классицизму, разрушал его эстетику. Для сентименталистов наиболее важен сам человек“со всеми его психологическими противоречиями, с его настроениями, чувствованиями, переживаниями”. Одним из первых русских поэтов-сентименталистов был М. Н. Муравьев. Творчество Муравьева строится на основе его сентименталистского мировоззрения. Человек для Муравьева— это живая чувствующая личность. Чувство для него — единственная основа бытия, истины, морали. Но, как отмечает П. А. Орлов, “собственно любовная лирика не характерна для поэзии Муравьева, о чем он сам говорит в одном из своих посланий к сестре (“Письмо к Феоне”): Люблю, но мне любовь не есть сладчайше чувство, ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... . Интимная лирика его посвящена родственникам и друзьям. Муравьев прославляет отца и нежно любящую сестру (в его стихах— Феона). В лирике Муравьева образ отца — это образ гуманного воспитателя: Ты знаешь кроткий нрав и милый Сестре Муравьев посвятил два стихотворения: “К Феоне” и “Письмо к Феоне”. Также ей адресованы надпись на рукописи дневника Муравьева (“Присвоение сей книги Федосье Никитишне”) и несколько строк в стихотворении “Итак, опять убежище готово”. Во всех этих произведениях сплетается образ самоотверженной дочери и заботливой сестры: Кроме родственных уз, брата и сестру связывает духовная близость, общность мыслей и чувств (“Чья чистая душа душе моей ближайша”). Поэт восхищается нравственным обликом Феоны и воспевает его. Рядом с семейной темой —тема дружеской любви. Несколько дружеских посланий Муравьев посвятил вологодскому помещику А. М. Брянчанинову. Одно из них— “Письмо к Брянчанинову” — написано в связи со смертью жены последнего. Это послание — знак сердечного участия. Одна лишь грусть твоя твое днесь утешенье; Стихотворение “К Хемницеру”связано с той мыслью, что Муравьеву хотелось бы и после смерти жить в воспоминаниях своих друзей— Хемницера и Львова: И, хотя дружеская и семейная лирика занимает большое место в творчестве М. Н. Муравьева, также в нем присутствует и лирика собственно любовная. В конце 1770-х годов появляется в его творчестве цикл, озаглавленный“Pieces fugitives”. Сам Муравьев переводит этот термин как “убегающая поэзия”. У Муравьева мы сталкиваемся с темой, резко противоположной традиции французской легкой поэзии, где доминировала тема вполне земной любви. Он либо ограничивается поверхностным, подчеркнуто легким изображением отдельных внешних сторон своих отношений с реальной, а очень вероятно, что и условной дамой сердца: либо любовная тема для него является только отправным пунктом для создания своих“убегающих” стихов: Существует группа стихов Муравьева, которая в большей мере отвечает названию “любовная лирика”, так как имеет своим предметом сердечные взаимоотношения автора с героиней. Но чувства в этих стихах изображены достаточно условно. Даже самое“драматическое” стихотворений цикла, несмотря на специфический подбор “чувствительной” лексики, воспринимается, как стилизация минутного настроения: Боги, все, что злее в муке, Муравьев и не стремится отражать реальную правду чувств. Для него характерно даже само определение любимой женщины: “Благополучие, питательница Муз”. Для его поэзии чувство любви, объект этого чувства важны постольку, поскольку они являются источником вдохновения и эмоций. Такое понятие о любви впервые появляется в русской лирике именно в творчестве Муравьева: то в самой мелодике стиха ощущается “наслаждение”грустью. Отношение поэта к содержанию своей лирики наиболее ярко проявляется в следующем отрывке: В стихотворениях Муравьева отражены не реальные события, а порожденный ими “волшебный туман манящих, сладостных и легких образов”. Когда мы говорим о поэзии Муравьева, мы имеем дело не столько с поэзией чувств, сколько с поэзией сердечного воображения. Автор сознательно предпочитает роль стороннего наблюдателя в любовных отношениях, которые могли бы вызвать в нем определенный внутренний отклик: Такая позиция Муравьева объясняет появление малосвойственной любовной лирике 18 века темы нравоучительного восхваления добродетельности. Восторженное описание поэтом красоты своей возлюбленной: Внешний “образ” оказывается забытым для того, чтобы уступить место воспеванию “добродетелей твоих”, души, открытой состраданью, и так далее. И можно поспорить с Бруханским, который утверждает, что “легкие стихи Муравьева различны по настроению: пессимистическая медитация чередуется с анакреонтическими мотивами, сердечные горести— с радостями, салонная камерность —с интимностью. Легкая поэзия становится продуктом случайных эмоций, а не средством выражения нравственных и философских убеждений, как это имело место в поэзии Сумарокова и Хераскова. Она призвана отражать человеческие переживания даже в самых незначительных их проявлениях”. Это подтверждается стихотворением “О милое мечтанье”(1778), в котором Муравьев рассуждает о любви как о чем-то чистом, том, что не может тронуть мерзость жизни, о том, что сильнее порока: А в стихотворении “Благоразумие” Муравьев приводит читателей к мысли, что лучше вообще отказаться от любви: Хотите ль ваш покой, о юноши, спасти? — Но затем опять появляется понимание любви как наваждения, захватившего лирического героя; как это происходит в стихотворении“Постоянство”: Я могу тебя, сурову, Те же мысли — и в стихотворении “Обаяние любви”. Любовь —это то, что переживается как яркое внутреннее действо, то, что связано с красотой и юностью: Таким образом, М. Н. Муравьев как один из первых русских поэтов-сентименталистов ввел в литературу круг тем сентиментализма—нежные чувствования, связанные с дружбой, нежной любовью между родственниками, между мужчиной и женщиной. Но теоретическую базу для русского сентиментализма создал другой выдающийся литературный деятель 18 века— Н. М. Карамзин. Доминантой “человеческой природы”сентиментализм объявил чувство, а не разум. Сентиментализм остался верен идеалу нормативной личности, однако условием его осуществления полагал не“разумное” переустройство мира, а высвобождение и совершенствование “естественных”чувств. Русский сентиментализм в значительной степени рационалистичен, в нем сильна дидактическая установка. Сентименталистов привлекают не страсти, как классицистов Сумарокова и Тредиаковского, а чувства, создающие устойчивые отношения между людьми. Социальные и политические отношения между людьми сентименталисты стремятся обосновать и объяснить также законами природы. Поэтому они так идеализируют первичные, “естественные” связи людей —супружеские, семейные, в которых человек проходит первую школу общения и тем самым воспитывает в себе будущие гражданские добродетели. Н. М. Карамзин в своей лирике стремился выразить принципы именно сентиментализма. И поэтому его лирика отличается стремлением к описанию громадного мира человеческих чувств и, конечно же, любви. Карамзин-лирик выступил как выразитель эмоционально-субьективного начала в поэзии. Поэзия для Карамзина являлась, по словам исследователя Н. Л. Степанова, “средством создать интимно-иллюзорный мир, отгороженный от жизненных волнений и конфликтов”. “Чувствительность”, любовная тема или философическое созерцание природы, чуждой суетным треволнениям света, —таков основной круг тем и эмоций поэзии Карамзина. Для него реальный мир, конкретные житейские чувства— лишь обман, лишь оболочка чувств идеальных: Что здесь счастьем называют, По мнению того же Н. Л. Степанова, “вся поэтическая система Карамзина подчеркивает это настроение умиления, грусти, меланхолии, отграничения от“грубой”действительности, используя нюансы, полутоны, чувствительные эпитеты и эмоционально окрашенные слова (“кроткие”, “тихие”, “нежные”, “нежнейшие”)”. Вот как эти “нежные” чувства показаны в стихотворении “Прости”: Мучительно плениться, Мы попадаем в мир лирики Карамзина и видим, что автор в своих стихотворениях создает образ человека с тонкой душой и нежными чувствами. Эти чувства проявляются и по отношению к любимым, и по отношению к друзьям. Любовь в этих стихотворениях всегда высокая, очищенная от“бытовой” мишуры. Как, например, в стихотворении “Раиса”: В восторге, с трепетом сердечным Такая же чувствительность проявляется и в отношении дружбы (“Послание к Дмитриеву”): Любовь и дружба — вот чем можно Любовь и дружба —это единственные ценности, которые могут быть у человека в жизни. О всеохватности любви говорится в стихотворении“К неверной”: “Любви покорно все, любовь.... одной судьбе”. А в стихотворении “К верной” Карамзин говорит о самодостаточности любви: Ах! Истинная страсть питается собою, То есть любовь не только самодостаточна, для того, чтобы быть настоящей, любовь должны быть спокойной, нежной, и ее ничто не может разрушить: Разлука — опыт нам: Для Карамзина очень важно передать тончайшие оттенки чувств, что он с блеском делает в стихотворении“Меланхолия”: Итак, любовь, по Карамзину, —это всеохватывающее чувство, то, что живет в душе вечно. Если же она проходит, то только тогда, когда заканчивается жизнь. Любовь— это восторг, сердечный трепет, нежность, солнечное чувство: “Унылый мрак душевных чувств моих Как солнцем озарится”. Карамзин создал свою концепцию любви в русле сентиментализма, которому как раз и свойственна тонкая чувствительность. Далее принципы сентиментализма развивали в своем творчестве поэты —последователи М. Н. Муравьева и Н. М. Карамзина. Одним из них был известный поэт 18 века Иван Иванович Дмитриев. Его творчество полностью исчерпывается сентиментализмом, он воспринял это литературное течение и творил, не выходя за его рамки. Иван Иванович Дмитриев как лирический поэт был учеником Н. М. Карамзина. Изящное остроумие, тонкая“чувствительность”, легкая ирония отличают стихи Дмитриева. И. И. Дмитриев —человек, проведший всю жизнь на государственной службе, что не помешало ему заниматься творчеством, и причем достаточно успешно. Дмитриев более всего прославился как автор иронических“сказок”, басен и песен. В своих песнях он свел поэзию с высот оды, приноровив ее к выражению непритязательных и конкретных переживаний“чувствительного сердца”. Песню Дмитриева “Стонет сизый голубочек” еще полвека спустя пели русские люди. Любовная лирика занимает большое место в стихотворном наследии поэта. Он писал свои любовные стихотворения, как уже говорилось выше, в сентиментальной традиции. В стихотворении“Любовь и дружество”любовь оказывается силой, которую невозможно победить, как невозможно и понять: “Среди любви рассудок бесполезен”. Любовь здесь —неразрешимая дилемма, то, что разрешается только смертью. А, например, в стихотворении“О выгодах быть любовницею стихотворца” ирония по отношению к любви звучит в каждой строчке: Возьми, возьми навек ты сердце в дар мое, А в стихотворении “К лире”любовь опять описывается как чувство, захватывающее человека, освободиться от которого невозможно, пока он жив: В другом стихотворении, “К Хлое”, любовь — это чувство преходящее. Еще одна морщина “Подражание Проперцию” опять возвращает нас к любви как чувству всеобъемлющему. Единый только тот, который любит страстно, ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... . Любовь, любовь сильней вседействующа рока, “Нежные” чувства ярко представлены в стихотворении “Песня” (1793): Ах! Сладко и прохладу Это стихотворение — об одиночестве, охватившем лирического героя. А “Стансы к Н. М. Карамзину” говорят уже о любви дружеской: Стихотворение “Видел славный я дворец.... ”опять вводит нас в мир сентименталистских образов, так как в нем любовь семейная возносится выше богатства и власти. Но мрачные ноты встречаются и светлой поэзии Дмитриева: стихотворение “К Г. Р. Державину” проводит мысль о том, что все в этом мире преходяще, и смерть сильнее любви. И где ж сей ангел днесь? И где твое блаженство? Стихотворение “Подражание Горацию”является во многом программным как для Дмитриева, так и для всех сентименталистов: В этом стихотворении воспевается идеал любви сентиментализма — любви друзей и родных. Так же, как и в творчестве других сентименталистов, в творчестве И. И. Дмитриева силен автобиографический момент, особенно в его стихотворениях, посвященных друзьям. Сентименталистские мотивы развиваются также и в творчестве Ю. А. Нелединского-Мелецкого. Но этот поэт воспринял достаточно узкий круг тем: в его творчестве превалирует тема любви между мужчиной и женщиной. Юрий Александрович Нелединский-Мелецкий служил при дворе и при этом был придворным поэтом. В. Г. Белинский отмечал, что в его стихах“.... сквозь румяны сентиментальности проглядывали иногда чувство и блестки таланта”. Основным жанром Нелединского являлась песня, отличавшаяся интимным, глубоко личным характером. В своих стихах и песнях он следовал поэтическим принципам Дмитриева и Карамзина, “очищая” фольклорные произведения от присущего им подлинно народного характера. “Салонная слащавость, стремление подчеркнуть трогательность самого сюжета, характерная сентиментальная фразеология сочетается в песнях Нелединского с мелодической легкостью стиха, с уменьем уловить отдельные подлинные черты фольклора”. В творчестве Ю. А. Нелединского-Мелецкого присутствует мотив силы любви. И. Н. Розанов верно отметил, что для этого поэта характерна“безусловная, абсолютная” преданность любви. Стихотворение Нелединского “Ты велишь мне равнодушным.... ” рассказывает о сердце поэта, всецело захваченного глубоким чувством: “Дай такое, чтоб хотела не одну тебя любить”. “Батюшков.... называет Нелединского-Мелецкого “Анакреоном нашего времени”. И он прав, потому что в творчестве Нелединского присутствуют анакреонтические мотивы: любви, радости, юности. Без любви не существует жизни— это позиция присутствует в творчестве Нелединского-Мелецкого. Ах! Тошно мне Стихотворения Нелединского-Мелецкого были стилизованы под произведения фольклора, но это была очень изящная стилизация, которая была по вкусу утонченным придворным дамам. Тема любви у Нелединского-Мелецкого является самой главной, любовь для него всеобъемлюща и самодовлеюща: Стихотворения Нелединского являлись образчиком салонной лирики, за простотой скрывалось высочайшее поэтическое искусство. И хотя темы стихотворений близки любовным песням русского фольклора, их отличала ровность, выдержанность и изящная галантность. И все любовные стихотворения оформлены в изящное обрамления галантного произведения. Но любовь в его произведениях — это не только радость, но и потери: Я свободен стал неложно, В этом стихотворении любовь приравнивается к бессмертию. Та же тема прослеживается и в стихотворении“Полно льститься мне слезами”: Пламень, что в себе вмещаю, А в стихотворении “Если б ты была на свете” любовь — это живая душа: Знаешь ты сама неложно: В другом стихотворении “Выйду я на реченьку” Нелединский опять говорит о всевластии любви: Каждое души движенье — Эта же тема прослеживается и в других строчках Нелединского: Всечасно он (зрак) в моих глазах, В стихотворении же “Прости мне дерзкое роптанье.... ” любимая становится божеством для лирического героя стихотворения: Мне мило от тебя страданье — Итак, обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод, что любовь является центральной темой лирики Ю. А. Нелединского-Мелецкого. Все его песни, которыми он и прославился, являются любовными песнями. Любовь, по Нелединскому, —это жизнь сердца, отрада и свет, это то чувство, которое наполняет душу и делает ее живой. Сентиментализм внес в любовную лирику новый круг тем —тему дружеской любви и любви семейной, а также перевел любовную лирику из сферы мыслимого в сферу внутреннего чувства. Поэты этого направления пытались описать чувства, которые испытывает человек со всеми переживаниями, настроениями, психологическими противоречиями. Итак, обобщая все вышесказанное, мы делаем вывод, что русская любовная лирика 18 века развивалась стремительно. Если в начале века, кроме фольклорных любовных песен, мы встречаем только силлабические вирши, то уже в 30-х годах появляется переведенный В. К. Тредиаковским роман“Езда в остров любви”, издание которого положило начало развитию русской любовной лирики. Но аллегорическое изображение любви, традиции которого идут еще от средневекового“Романа о Розе”, не имело продолжения в русской литературе, так как Тредиаковский прервал эту традицию в своем переводе романа Тальмана. Последующими поэтами были восприняты традиции“Стихов на случай” (приложенных к “Езде в остров любви”), многие из этих стихотворений превратились в любовные песни и были очень популярны в середине 18 века. Тема любви не получает своего развития в творчестве М. В. Ломоносова (в его стихотворениях более прославляется любовь к Родине), но она ярко проявляется в произведениях А. П. Сумарокова, который воспевал любовь во многочисленных эклогах, идиллиях, песнях, продолжая традицию описания любви как страсти, начатую В. К. Тредиаковским, также он продолжает использовать образы античных богов в описании любви, в его творчестве, в отличие от Тредиаковского, появляется мотив неразделенной любви. Хотя Сумароков еще не выходит за рамки классицизма, его творчество (а особенно песни) является шагом вперед, в нем появляются личностные мотивы. Но особенно ярко этот мотив проявился в творчестве А. А. Ржевского, последователя А. П. Сумарокова. Его лирика—это своеобразный поэтический дневник, запечатлевший движения души читателя. Поэт-классицист Г. Р. Державин в своих стихотворениях использовал мотивы, во многом свойственные другому направлению—сентиментализму, он говорил о чувствах интимных, личных. которые не входили в поле зрения классицизма. В его лирике любовь становится радостным, светлым чувством, которое не может остаться неразделенным. А в это время на смену классицизму приходит сентиментализм, направление, которое по сути своей призвано отражать внутреннюю жизнь человека. Сентименталисты стремились к спонтанности, к тому, что чувства должны отражаться именно так, как требует сердце. Впервые сентименталистские мотивы получили свое развитие в произведениях М. Н... Муравьева, который ввел круг основных тем сентиментализма—тема любви и особенно дружбы, которая для сентименталистов была во многом важнее. Н. М. Карамзин, создавший теоретическую базу русского сентиментализма, ввел в лирическую поэзию образ всеохватывающей любви. А И. И. Дмитриев, один из ближайших соратников Н. М. Карамзина, продолжил развивать в своем творчестве тему дружеской любви. И только в творчестве Ю. А. Нелединского-Мелецкого любовь между мужчиной и женщиной становится главной темой, и именно в его творчестве, наконец, начинают играть роль фольклорные мотивы, которые подвергаются изящной стилизации. Хотя во многом сентименталисты говорят о любви еще весьма условно, но это уже громадный шаг вперед, к той искренности, которая поражает в лирике 19-го-20-го веков. Все произведения любовной лирики 18 века оказали величайшее влияние на развитие всей последующей любовной лирики. И в 19-м веке Россия вступила в золотой век русской поэзии, первыми ласточками которого были поэты— ученики сентименталистов, например Батюшков и Жуковский. Самым же ярким явлением, венчающим этот этап развития русской лирики, был, конечно же, А. С. Пушкин, в творчестве которого объединились лучшие черты любовной лирики 18 века. Антология мировой философии: В 4-х томах. — Москва, 1969. — Т. 1, Ч. 2. Бахмутский В. Я. Классицизм. // Литературный энциклопедический словарь. — Москва, 1987. — С. 157-158. Бруханский Л. Н. М. Н. Муравьев и легкое стихотворство. // XVIII век. — Москва-Ленинград, 1959. Валицкая А. П. Русская эстетика XVIII века. — Москва, 1983. Гудошников Я. И. Очерки истории русской литературной песни XVII-XIX веков. — Ленинград, 1938. Гуковский Г. А. История русской литературы и общественной мысли XVIII века. — Ленинград, 1938. Гуковский Г. А. Русская литература XVIII века. — Ленинград, 1939. Гуковский Г. А. Русская поэзия XVIII века. — Ленинград, 1927. Гусев В. Песни, романсы, баллады русских поэтов. // Песни русских поэтов. — Ленинград, 1988. — С. 52-54. Державин Г. Р. Анакреонтические песни. — Москва, 1986. — (“Литературные памятники”). Дерюгин Д. А. В. К. Тредиаковский — переводчик. — Саратов, 1985. Дмитриев И. И. Стихотворения. — Москва, 1987. Западов А. В. Поэты XVIII века: М. В. Ломоносов. Г. Р. Державин. — Москва, 1979. Западов А. В. Поэты XVIII века: А. Кантемир. А. Сумароков. В. Майков. М. Херасков. — Москва, 1984. История русской литературы: В 3-х томах. — Москва-Ленинград, 1958. — Т. 1. История русской литературы: В 4-х томах. — Ленинград, 1980. — Т. 1. История русской поэзии. — Москва-Ленинград, 1968. — Т. 1. История всемирной литературы. — Москва, 1985. — Т. 3. — С. 45-51. Карамзин Н. А. Избранные сочинения: В 2-х томах. — Москва-Ленинград, 1964. Карамзин Н. А. Сочинения: В 2-х томах. — Ленинград, 1984. Кочеткова Н. Д. Ю. А. Нелединский-Мелецкий. // Краткая литературная энциклопедия. — Москва, 1968. — Т. 5. — С. 186. Лирика древней Эллады и Рима. — Москва, 1990. Литературное творчество Ломоносова. — Москва-Ленинград, 1965. Ливанова Г. Н. Русская музыкальная культура XVIII века. — Москва 1952. — Т. 1. Ломоносов М. В. Избранные произведения. — Москва-Ленинград, 1965. Макогоненко Г. П. Н. М. Карамзин. // Краткая литературная энциклопедия. — Москва, 1966. — Т. 3. — С. 393. Михайлов А. Д. Любовная лирика средневекового Запада. // Прекрасная Дама: Из средневековой лирики. — Москва, 1984. Новикова А. М. Русская поэзия XVIII — первой половины XIX века и народная песня. — Москва, 1982. Орлов П. А. Русский сентиментализм. — Москва, 1987. Платон. Собрание сочинений: В 4-х томах. — Москва, 1990. — Т. 1. Позднеев А. В. Рукописные песенники XVII-XVIII веков. — Москва, 1927. Поэты XVIII века: В 2-х томах. — Ленинград, 1958. Пуришев Б. Лирическая поэзия средних веков. // Поэзия трубадуров. Поэзия миннезингеров. Поэзия вагантов. — Москва, 1974. Русская литература XVIII века. Словарь-справочник. — Москва, 1997. Русская литература последней четверти XVIII века. — Москва, 1985. Русская литература XVIII века и ее международные связи. — Москва, 1975. Русская поэзия XVIII века. — Москва, 1972. Серман И. З. Поэтический стиль Ломоносова. — Москва-Ленинград, 1966. Серман И. З. Русский классицизм. Поэзия. Драма. Сатира. — Ленинград, 1973. Семенко И. М. И. И. Дмитриев. // Краткая литературная энциклопедия. — Москва, 1964. — Т. 2. — С. 704-705. Сумароков А. П. Стихотворения. — Москва, 1953. Харитонов В. А. Сентиментализм. // Литературный энциклопедический словарь. — Москва, 1987. — С. 375. Хейзинга Й. Осень Средневековья. — Москва, 1988. Шестаков В. П. Философия любви и красоты эпохи Возрождения. // О любви и красотах женщин: Трактаты о любви эпохи Возрождения. — Москва, 1992. — С. 3-14. Шишмарев В. Ф. Французская литература. Избранные статьи. — Москва-Ленинград, 1965. Страницы: 1, 2 |
|
© 2008 |
|